Прежде чем говорить об основных приемах работы в технике цумами канзаши, стоит коротко рассказать об истории возникновения этого вида рукоделия.
Немного истории
Слово «канзаши» можно перевести с японского как «шпилька», и именно этот термин дал название целому направлению в искусстве украшения сложных традиционных причесок японских красавиц. Шпильки и гребни изготовлялись из различных материалов и по-разному декорировались. Каждый вид и техника декора получали свое название, в том числе и цумами канзаши — техника, в основе которой лежит складывание квадратных или прямоугольных кусочков натурального шелка по аналогии с оригами.
В современной Японии канзаши постоянно носят лишь те женщины, которым по роду деятельности приходится надевать кимоно, а также невесты часто используют их в национальных украшениях во время свадебной церемонии.И в этом случае ношение канзаши — заколок, шпилек, гребней и цветов — строго регламентировано: они должны соответствовать сезону, социальному положению и возрасту носящего. Для каждого времени года изготовляются украшения, соответствующие определенному цветку или растению. Особое внимание в так называемом «мире цветов и ив» уделяется среди гейш.
Однако сегодня древнее искусство цумами канзаши, активно распространяясь по всему миру, становится популярной техникой рукоделия, используемой при изготовлении различных украшений на обручах, резиночках и заколках, а также элементов декора одежды и аксессуаров. Современные мастерицы в этой технике создают замечательные интерьерные панно, декорируют цветами канзаши подхваты для штор, подушки и топи-арии, украшают сумки, текстильные шкатулки, фоторамки и т. д. А для того чтобы, научиться самим создавать подобную красоту, мы предлагаем Вам подробные мастер классы по цумами канзаши, которые будем публиковать в данной рубрике. Также в данной рубрике Вы можете ознакомится со статьей как пошить мягкую игрушку мышку.
Инструменты и материалы
Чтобы приступить к созданию украшений, вам потребуются различные материалы и определенный набор инструментов, без которых нельзя начать работать. Многие инструменты, как правило, всегда есть дома под рукой. Недостающие материалы и инструменты можно докупить в специализированных магазинах.
Ткань и ленты
Атласные ленты и ткань. Сочетание в одном изделии традиционных атласных лент с различными тканями позволяет значительно разнообразить дизайн и делать каждую работу уникальной. В настоящее время промышленность предлагает огромный выбор тканей, которые различаются по составу волокон и назначению. Свойства тканей определяются характеристиками входящего в их состав волокна. Сегодня материалы для шитья выпускают на основе натуральных и химических волокон, но не все ткани второй группы подходят для работы в технике цумами канзаши и технике обжига. Чтобы проверить, подходит ли ваш материал для работы, поднесите зажженную спичку или зажигалку к краю ткани. Если ткань хорошо плавится, то такой материал подойдет. Самые популярные на сегодняшний день ткани это атлас, креп-сатин, органза, вуаль и микровуаль, менее популярен габардин.
Что касается атласных лент, то их выбор чрезвычайно широк и по цветовой гамме, и по ширине. Наиболее востребованы для наших работ ленты шириной 5,3,5,2,5 и 1 см.Сделать замечательное украшение можно из любой ткани, надо только знать, к какой ткани какую технику следует применить, а это знание приходит с опытом. Каждая ткань имеет свои свойства, которые можно использовать для достижения необходимого эффекта. Например, атласная ткань хорошо оплавляется и держит форму. Креп-сатин — более шелковистая и мягкая ткань, прекрасно подходит для изделий, где нужна драпировка и складочки. Габардин — ткань довольно толстая, но в то же время мягкая, с оригинальной текстурой, она подойдет и для канзаши с простым сложением лепестка, и для техники обжига. Благодаря особого вида переплетению нитей на лицевой поверхности габардина образуется резко выраженный мелкий рубчик, который придает изделию особую оригинальность. Органза, вуаль и микровуаль хорошо плавятся, но сильно осыпаются, они привередливы при обработке огнем (при обжиге надо едва касаться пламени), но научившись с ней обращаться, вы сможете создавать восхитительные нежные изделия.
Работая с тканью, подмечайте и запоминайте ее свойства, чтобы использовать этот неоценимый багаж знаний в дальнейшем и стать профессионалом в области текстильной флористики.
Ножницы
Ножницы необходимы для нарезки атласных лент и раскроя ткани, выкраивания заготовок лепестков и листьев и т. д. Лучше всего использовать для этих целей портняжные ножницы. Маленькие ножницы для рукоделия хороши для мелкой работы — отрезания ниток, вставляемых в иглы, и т. д.
Иглы и нитки
На некоторых этапах сборки цветов мы будем использовать ручное шитье, и для этих целей нам понадобится иголка с ниткой. Нитки также нужны для декора серединок цветов и для выполнения тычинок. Существует множество различных игл и ниток для различных тканей. Выбирайте иглы средней длины — они идеально подходят для ручного шитья. Что касается ниток, то для шитья можно использовать любые нитки, единственное условие — нитки надо выбирать в тон к атласной ленте или ткани, с которой вы работаете в данный момент. Для декора сердцевинок цветов можно использовать обычные катушечные нитки, мулине, ирис, шелковые нитки, нитки для вязания и т. д. — в зависимости от задуманной идеи и желаемого результата.
Пинцет
Пинцет необходим для обработки краев и срезов сложенных кусочков ткани или атласной ленты над огнем свечи. Лапки пинцета должны быть одной длины и при сжимании плотно сходиться. Сейчас есть в продаже специальные пинцеты для обжигания лепестков канзаши, которые подходят для атласных лент и мягких тканей. Для более плотных тканей, а также для работы с многократным сложением лепестков лучше использовать медицинский пинцет — с ним работать значительно удобнее.
Инструменты для выжигания
Свеча, зажигалка, выжигатель по дереву или паяльник. Для соединения деталей, обработки краев и срезов сложенных кусочков ткани или атласной ленты нам понадобится свеча, а для обработки небольших участков края — зажигалка. Также для этих целей можно использовать выжигатель или паяльник, а некоторые мастерицы используют даже ручную газовую горелку. Тем, кто планирует совершенствовать свои навыки работы в технике цумами канзаши или работать с большими объемами, имеет смысл приобрести выжигатель, который удобен при раскрое ткани и при декорировании некоторых элементов, например при выполнении зубчиков на листиках. Для работы с выжигателем или паяльником необходимо стекло, на котором вы будете работать, и металлическая линейка для раскроя.
Клеевые материалы и лаки
Клеевые материалы используются для соединения деталей, сборки изделия и закрепления украшений на основе. Для этих целей подойдет любой прозрачный водостойкий универсальный и быстро сохнущий клей, например контактный клей «Момент Кристалл». Есть и специальные клеи для ткани, но ценовой диапазон их значительно выше. Желательно приобрести клеевой пистолет для рукоделия и комплект прозрачных клеевых стержней для него, применение которого значительно упрощает работу по сборке цветов. Для склеивания некоторых мелких деталей и приклеивания готового изделия на металлическую основу заколки, броши или обруча лучше использовать контактный клей «Момент Классик Универсальный». Главное преимущество этого не прозрачного клея по сравнению с клеем «Момент Кристалл» в том, что он более жидкий, а это позволяет наносить его на поверхность очень тонко и при малом расходе обеспечивать высокую степень прочности склеиваемых поверхностей.
При работе над сложными композициями для фиксации ниток, например в композициях для обручей, нам также понадобится акриловый прозрачный лак на водной основе. При этом лучше выбрать полуглянцевый или матовый лак, но можно использовать и глянцевый. Тейп-лента (флористическая лента) — это используемая во флористике прочная эластичная лента шириной 13 мм с легким клеящим эффектом. Она необходима для обмотки стеблей и сборки цветов в композиции, желательно иметь под рукой тейп-ленту двух цветов — зеленую и коричневую. Флористическая проволока зеленого цвета используется для крепления цветов и сборки их в композиции. Нам понадобится проволока диаметром 0,5 или 0,6 мм.
Основы и заготовки
Основы-заготовки для сердцевинок цветов и бутонов. Сейчас в специализированных магазинах для хобби есть в продаже разнообразные основы-заготовки, которые обычно используют в своих работах лепщики керамической флористики при создании цветов из полимерной глины и холодного фарфора. Отличаются основы по форме (каплевидные, шарообразные и т. д.), по размерам, по материалу, из которого они изготавливаются (хлопковые основы, основы из пенопласта). Бывают и основы уже на проволоке. Использование покупных заготовок существенно экономит время. Но можно их делать и самостоятельно: для этого требуется только кусок строительного пенополистирола или пенопласта, острый нож и деревянная доска. В любом случае важно помнить о том, что клеи на основе ацетона разъедают пенополистирол и пенопласт. Поэтому использовать клеи «Момент Классик Универсальный», «Момент Кристалл» и аналогичные для работы с пенополистиролом или пенопластом категорически нельзя. Применяйте в этом случае клеевой пистолет.
Основы для заколок и брошей, обручи, резиночки. Прежде чем приступать к работе, заранее продумайте все детали: какое изделие вы хотите сделать, его размер, цвет, форму, фактуру — и только после этого подбирайте соответствующую основу для него. Наиболее популярные и универсальные основы — это шпильки и заколки невидимки с платформой, заколки для прядей («клик-клак»), заколки-зажимы различных размеров для небольших детских украшений («крокодильчики»), заколки-зажимы («уточка» или «стрела»), заколки-автомат различных размеров, разнообразные основы для брошей, обручи различной ширины (пластиковые, металлические, обтянутые тканью), резиночки.
Фурнитура для декора
Чтобы придать изделию законченный вид, пригодятся разнообразные бусины, полубусины, стеклярус, стразы, бисер, пайетки, кабошоны, пуговицы для серединок, фурнитура для бижутерии и т. д. Использование таких элементов в декоре добавляет украшению оригинальности, делает его более эффектным.
Дополнительные приспособления: линейка — необходима для разметки атласной ленты или ткани на квадратики и прямоугольники; игольница с булавками — для скрепления нескольких слоев ленты или ткани в случае выкраивания нескольких одинаковых деталей цветка одновременно; портновский мелок или карандаш — для нанесения временных меток и разметки; кусачки — для разрезания флористической проволоки; утюг — для утюжки ткани при подготовке к работе.
По мере приобретения опыта вы сами определите, какой набор инструментов и материалов для вас более приемлемый, и докупите недостающий инвентарь. Атласные ленты, ткань, ножницы, иглы и булавки, нитки можно приобрести в магазинах тканей и швейной фурнитуры; тейп-ленту и флористическую проволоку — в специализированных магазинах товаров для рукоделия или в магазинах материалов для декора и флористики; основы для заколок и брошей, обручи и фурнитуру для декора — в специализированных магазинах по продаже фурнитуры для бижутерии или в магазине швейной фурнитуры; клеи и лаки — в строительном магазине.
Вышеперечисленных инструментов и материалов вполне достаточно не только для начинающих мастериц, но и для тех, кто уже достиг определенных результатов и хочет дальше совершенствовать свое мастерство в технике цумами канзаши и обжига.
Бисероплетение
Сегодня бисер выпускается разными странами, различных размеров и форм, всевозможной окраски. Различают три основные формы бисера: бисер, рубка и стеклярус. Бисер — это круглые бусинки, отверстие может иметь круглую или квадратную форму, края оплавлены. Его изготавливают из стеклянных трубочек, разрезанных на цилиндрики, которым шлифовкой придают округлую форму. Поэтому даже в одном пакетике, при одинаковом диаметре, бисеринки могут отличаться по толщине и степени шлифовки. Выпускается и так называемый калиброванный бисер, но его стоимость во много раз превышает стоимость обычного бисера. Его использование оправдано для очень сложных вещей. Обычно достаточно просто выбрать бисеринки приблизительно одинакового размера
Различается бисер и по диаметру внутреннего отверстия. Если при работе нитка должна проходить через бисеринку несколько раз, то нужно обязательно выбирать бисер с большим отверстием. Бисер обладает различным цветом и прозрачностью. Он изготавливается из цветного стекла, или же на поверхность бисеринок наносятся цветные краски либо эмали. Иногда краской покрывают и внутреннюю поверхность отверстий бисеринок.
Рубка (рубленый бисер) имеет форму цилиндра, отличается от круглого бисера тем, что при шлифовании в процессе изготовления у него только чуть-чуть обрабатываются острые края. Длина цилиндра приблизительно равна его диаметру. Иногда рубленый бисер дополнительно гранят. Стеклярус представляет собой трубочки из цветного стекла длиной от 3 мм до 25 мм. Он отличается от рубленого бисера только длиной. Кроме традиционных форм современная промышленность выпускает различный витой стеклярус. Бусинки бывают не только самых разных цветов и размеров, но и самых разнообразных форм. Их применение позволяет создавать необычные изделия. Кстати, Вы можете попробовать сделать также елку из бисера.
Бисер производства Тайваня, Индии и Китая довольно низкого качества, отсюда и невысокая цена. Японский бисер на сегодня самый дорогой, но качество товара оправдывает его цену. В работе калибровать японский бисер не нужно. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется чешский бисер. Размеры, цвета, огранка бисера чешского производства многообразны. И хотя он нуждается в незначительной калибровке, соотношение качество — цена вполне разумно.
Таблица размеров бисера
Размер бисера принято обозначать номером бисера вида 11/0, 15/0, где первая цифра показывает, сколько бисеринок поместится в отрезок, равный одному дюйму (2,54 см). Так, бисера № 11/0 в одном дюйме уместится 11 шт. и размер бусинки 2,3 мм, а бисера № 6/0 всего 6 шт. с размером бусинки 4,2 мм (см. табл.).
Для справки: в 10 г бисера № 11/0 содержится 930 бисеринок, а в 5 г японского бисера № 15/0 содержится 1500 бисеринок. УГ-
Окраска бисера сегодня обусловлена материалом, из которого он сделан, и технологией обработки. А потому он бывает прозрачным, матовым, с окрашенным внутренним отверстием, с блеском, с напылением, лакированный, посеребренный… Всего не перечесть!
Иглы
Лучше всего работать специальными бисерными иглами. Тип и размер используемой иглы зависит от величины отверстия в бисеринках. Размер обычно соответствует номеру бисера. Чем больше цифра, тем меньше диаметр иглы. Размеры с 10-го по 13-й идеально подходят для работы с круглым бисером № 10/0 и 11/0.
Нити, леска
От качества нити очень зависит внешний вид изделия. Каждый тип нитей имеет свои достоинства и недостатки. В большинстве случаев удобнее использовать синтетические нити, например капроновые (они достаточно прочные при небольшой толщине), мононить, вощеные нити. Хорошо, если нить будет не скрученной, чтобы не запутывалась при работе, и если у нее не будет лохматиться кончик. Плетение на леске тоже возможно, но помните, что леска со временем может высохнуть и лопнуть, а также при попадании в воду и после высыхания леску может «повести», что испортит изготовленный цветок. Если вы все же планируете использовать леску для изготовления цветов, то лучше приобрести специальную для бисера.
Ножницы при работе с бисером нужны маленькие и острые: они необходимы для отрезания нитей. Клей может понадобиться для крепления композиции на основу. Фурнитура. Для изготовления различных украшений пригодятся разнообразные основы, а также элементы для декора.
Рабочее место. Бисер и инструменты удобно разложить на твердой поверхности, например на подносе, накрытом тканью с коротким ворсом — бархатом или велюром. Бисер насыпают небольшими кучками на ткань или в маленькие неглубокие емкости. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Через каждые полчаса необходимо делать перерыв в работе.
Раскройка ткани и атласных лент для цумами канзаши
Большинство видов украшений в технике цумами канзаши и мастер классы по ним, создаются на основе двух типов лепестков — круглых и острых. Работа над любым видом лепестка начинается с вырезания из ткани или атласной ленты квадратиков, размер которых будет определять его величину. И чем точнее нарезаны квадратики-заготовки, тем легче с ними работать, а значит, и лепестки получаются аккуратнее. Поэтому один из первых вопросов, который возникает у начинающих мастериц по цумами канзаши: «Как сделать правильно разметку?»
При работе с атласными лентами для разметки достаточно обычной линейки и портновского мелка. Для раскроя ткани также можно использовать линейку с мелком или резец с вращающейся головкой и специальный коврик, которые очень часто применяют при изготовлении лоскутных одеял. Тем, у кого такого инвентаря в наличии нет, подойдет простой, но эффективный способ раскроя на идеальные квадратики и прямоугольники атласа, крепсатина и габардина по нитям плетения ткани. Этим методом я пользуюсь очень часто, особенно когда необходимо выкроить достаточно большое количество одинаковых заготовок.
Любая ткань состоит из долевых (основа) и поперечных (уток) нитей, которые пересекаются под прямым углом. Долевые нити параллельны кромке, довольно прочные, выдерживающие сильное натяжение в процессе прядения ткани. Поперечная нить идет от кромки до кромки, и в большинстве тканей эти нити слабее. Вытягивая из куска ткани поочередно долевые и продольные нити на равном расстоянии друг от друга, предварительно отмерянном линейкой, мы получим «сетку» — своеобразную разметку ткани на идеально ровные квадраты или прямоугольники. Но вначале нужно определиться с количеством заготовок-квадратиков и с оптимальным их раскроем на имеющемся отрезе ткани.
Данный способ проиллюстрирован на примере габардина, из которого нити вытягиваются очень легко. Аналогично можно раскроить креп-сатин и атлас, но поперечные нити здесь надо вытягивать попарно. Что касается органзы, вуали и микровуали, то в таких тканях хорошо вытягиваются только долевые нити, поэтому с помощью описанного метода необходимо раскроить ткань на полосы, а затем разрезать их на квадраты или прямоугольники — что значительно проще.
Как правильно раскроить ткань
Итак, цумами канзаши для начинающих. Для начала подготовьте ткань, предварительно разгладив ее утюгом. С помощью линейки и портновского мелка нанесите равномерную разметку по одному из краев отреза ткани и с помощью иглы вытяните нитки согласно этой разметке (рис. 1).
Аналогично сделайте и с другой стороны ткани, в результате получим сетку. По линиям сетки легко разрезать ткань ножницами или выжигателем сначала на полосы (рис. 2), а затем и на ровные квадраты (рис. 3).
Если вы будете работать выжигателем, то необходимо будет воспользоваться металлической линейкой и обязательно подложить под ткань стекло. Способ нарезки ткани на квадраты-заготовки выжигателем очень удобен, так как одновременно с нарезкой осуществляется обработка среза. Для органзы, вуали и микровуали выжигатель или паяльник просто незаменимы.
Если вы пользуетесь ножницами, то обязательно обработайте края каждой заготовки над огнем свечи. В дальнейшем, набравшись опыта, вы сами сможете определять, обрабатывать края заготовок или нет — исходя из типа ткани и техники складывания лепестка.
Советуем почитать: Куда пойти с ребенком на выходных .